Топ-5 проблем Спартака

В качестве подведения итогов сезона выделим сегодня наиболее явные проблемы Спартака  проблемы, которые помешали красно-белым более успешно выступить в нынешнем сезоне и которые необходимо устранить ради победного будущего команды.



Отсутствие выстроенного позиционного нападения

Мысль о том, что у Спартака есть какие бы то ни было проблемы с атакой, со стороны может показаться вздором: по забитым мячам красно-белые стали чемпионами России.

А по красивым голам Спартак – тем более лидер РПЛ. Забивать со вкусом спартаковцы сейчас умеют как никто другой в России. Однако не всё так радужно и однозначно.

Для начала – такой занимательный факт: в первой половине сезона Спартак с интервалом в несколько недель эффектно разнёс Севилью, Зенит, Краснодар и цска с общим счётом 15-3. 

При этом в той же самой, первой части сезона красно-белые не смогли обыграть ни одного из пяти главных аутсайдеров чемпионата, коими на тот момент были Динамо, Амкар, Тосно, СКА-Хабаровск и анжи: все пять матчей завершились вничью.

В Лиге чемпионов – та же ситуация: Спартак громит Севилью – будущего четвертьфиналиста турнира, но дважды не может осилить аутсайдеров группы из Марибора. 

По весне ситуация не изменилась: из пяти матчей второго круга против главных аутсайдеров РПЛ красно-белые красиво и убедительно переиграли лишь анжи. 

Почему команда, которая так хороша против больших соперников, столь беспомощна в матчах с заведомо уступающими в классе противниками?

Ответ очень прост. Севилья, Зенит, цска выходят играть со Спартаком на победу и бросают большие силы в атаку, оставляя при этом соответствующие свободные зоны в защите, чем Спартак блестяще пользуется. 

Одним из главных мемов осени стал парень, делающий девушке комплимент: ты прекрасна, как контратаки Спартака. 

Но команды уровня Марибора и Тосно выходят против Спартака в первую очередь "сушить" игру и обороняться большими силами, зачастую просто "паркуя автобус" у своих ворот. В таких ситуациях крыть Спартаку нечем.

Искусство, как известно, рождается сиюминутно, и в ситуациях, когда соперник оставляет свободное пространство и позволяет играть; когда есть настроение (нынешний Спартак – это именно команда настроения, что тоже, безусловно, минус), индивидуальное мастерство и игровая фантазия позволяют Промесу, Адриано, Зе Луишу, Мельгарехо творить шедевры. 

Но когда соперник закрылся, плотно оборонятся большими и организованными силами, весь задор и мощь спартаковской атаки бесследно исчезают.

Иными словами, нынешний Спартак прекрасно умеет контратаковать, имея при этом колоссальные проблемы с позиционным нападением и комбинационной игрой. 

Выстроенная, чёткая, геометрически расчерченная игра в атаке, где каждый знал бы свой манёвр и исполнял его – такая игра у команды отсутствует. 

Как сказал мудрец, что толку от хорошего, если не уметь им хорошо пользоваться. Это про сегодняшний Спартак.

Имея явное игровое и территориальное преимущество, спартаковцы зачастую просто не знают, что делать и как этим распоряжаться – именно в силу вышеуказанной невыстроенности. 

Наиболее показательный пример – домашняя игра с Марибором (1-1), в которой самым возмутительным было даже не то, что Спартак не смог обыграть более слабого соперника.

Хуже всего было то, что владея явным преимуществом, красно-белые за весь матч нанесли лишь 2 удара в створ; тогда как у Марибора этих ударов в створ как-то набралось целых 4.

Данная проблема имеет под собой в первую очередь кадровую основу: в атаке Спартака перебор однотипных футболистов, рассчитанных на быструю, контратакующую игру на свободном пространстве и дефицит (точнее, даже отсутствие) исполнителей, через которых можно было бы строить позиционно-комбинационную игру. Впрочем, это уже тема для другого разговора.



Отсутствие лидера – как игрового, так и ментального

Мысль о том, что в Спартаке нет лидера, тоже может сначала показаться нелогичной, ведь в стане красно-белых играют сейчас две главные звезды нашего чемпионата – Промес и Луис Адриано. 

Однако звезда и лидер – это совсем не одно и то же. Звезда – это тот, кто обладает высоким уровнем мастерства и демонстрирует его в рядовых матчах. 

А лидер – тот, кто это мастерство проявляет в самые нужные, в самые трудные для команды моменты. Именно такого игрока в сегодняшнем Спартаке нет.

Ни для кого не секрет, что Промес даже при всём своём мастерстве – это не лидер. В сложных ситуациях, когда игра у команды не идёт, голландец вместо того, чтобы взять на себя лидерское бремя, включает режим роналду и полностью растворяется на поле. 

Так было и в предыдущих сезонах, так было и во всех ключевых неудачных моментах Спартака в сезоне 2017-18: разгромы в Петербурге и на Энфилде; матчи с Тосно и Атлетиком, в которых Спартак вылетал из Кубка России и Лиги Европы; проигранное дерби с Динамо, в котором команда упустила 2-е место и т.д.

Про остальных игроков и говорить нечего. На лидеров они тем более не тянут. Поэтому нынешний Спартак может выигрывать лишь те матчи, в которых всё идёт хорошо.

А переламывать неудачно складывающиеся игры команда не способна – для этого у неё нет ментального лидера, который мог бы повести команду за собой в трудный час.

Нет в команде и игрового лидера, который в ситуации, когда соперник обороняется большими силами, мог бы отдать тонкий, разрезающий эту оборону пас, увести за собой защитников, освободив зону для партнёров, в конце концов, забить дальним ударом из-за пределов штрафной, в которую Спартак не пускают.

В Локомотиве, например, есть такой игрок. Это Фернандеш. У Спартака своего Фернандеша нет; и это одна из причин, почему Локо выиграл чемпионскую гонку, а Спартак оказался в ней ни с чем.

Массимо Каррера: «Понимаем, что матч с «Локомотивом» – это дерби»

Отсутствие у Карреры плана Б

Продолжаем с разных углов рассматривать глобальную проблему нынешнего Спартака – неумение команды выходить из сложных ситуаций. 

Мы рассмотрели её с точки зрения отсутствия у команды выстроенного позиционного нападения и с точки зрения отсутствия в команде настоящего лидера. 

Теперь посмотрим на неё с точки зрения главного тренера и отсутствия у него плана Б на случай, если что-то пойдёт не так. Для начала, в порядке лирического отступления, вспомним Валерия Карпина. 

Не буду сейчас обсуждать тренерскую фигуру ВГ, просто приведу факт, с которым не поспорят даже ярые карпинофобы: при Карпине Спартак одержал множество ярких волевых побед. 

Красно-белые переламывали игру и счёт в матчах с Базелем, Зенитом, цска; обыгрывали Аякс и Марсель в матчах, когда команда оказывалась под градом вражеских атак. А как Карпин ушёл – так ушли и волевые победы. 

В 2014-м, на багаже ВГ, Спартак дважды победил победил Динамо, уступая в счёте (в мае и августе 2014-го), была ещё победа над цска (1-0) в августе того же года, добытая во-многом на характере – и всё! Начиная с сентября 2014-го Спартак не совершил ни одного полноценного камбэка.

Вот и при Каррере у Спартака за два сезона не было ни одного достойного камбэка, ни одного большого матча, который команда вытащила бы на характере. 

Красно-белые могут сами позволить сопернику совершить яркий камбэк: матчи с Динамо, Тосно, Локомотивом, которые отыгрывались против Спартака с 0-2; дерби с цска, за полторы минуты превратившим 0-1 в 2-1. 

С другой стороны, сам Спартак, когда игра не идёт, когда команда пропускает один гол, затем другой, начинает сыпаться; в результате соперник забивает красно-белым столько, сколько захочет. 

Так было в сезоне 2016-17 в матчах с Крыльями Советов, Ростовом и Арсеналом, точно так же случилось и в прошлом сезоне в играх с Зенитом, Ливерпулем, Атлетиком и тереком.

Для внесения коррективов в неудачно складывающуюся игру Каррера ни в перерыве, ни по ходу матча не способен использовать имеющийся арсенал средств (замены, перестановки, речь в раздевалке). 

И это вопрос-претензия как к Каррере-тактику, так и к Каррере-мотиватору. Слабым тактиком итальянца не назовёшь, ведь в помощниках у него сам Роман Пилипчук – тактический ас, а в чемпионском сезоне Спартак использовал максимальное среди всех команд РПЛ количество разных схем. 

Поскольку красно-белые стали чемпионами, эти тактические поиски Пилипчука и Карреры следует признать успешными. Однако именно тактической гибкости, умения перестраиваться по ходу матча Спартаку явно не достаёт.

Слабым мотиватором Каррера тоже не является. Именно Каррера, а точнее, Каррера и Пилипчук, играющий роль ключевого моста между главным тренером-иностранцем и командой, и в начале сезона 2016-17, и в начале сезона минувшего, смогли сплотить команду и вытащить её из явной психологической ямы. 

Нынешний Спартак бесхарактерным не назовёшь, однако характер этот односторонний: он позволяет выигрывать лишь удачно складывающиеся и в лучшем случае ничейные матчи. 

Для того, чтобы переламывать, выгрызать, выбираться по ходу матча из тупика, нынешнего спартаковского характера явно не достаточно!



Низкий уровень обороны как совокупности общекомандных действий, направленных на защиту собственных ворот

Проблемы Спартака в обороне – явление очевидное: из всей шестёрки команд, пробившихся из РПЛ в еврокубки, спартаковцы пропустили в чемпионате больше всех. 

И это несмотря на наличие в центре обороны Бокетти и Таски, имеющих за плечами большой опыт выступлений в Серии А и Бундеслиге соответственно, а также в еврокубках и в составе своих сборных. 

А главное: именно за Спартак играет лучший защитник нашего чемпионата – Джикия, продемонстрировавший в прошлом сезоне наиболее существенный прогресс среди всех игроков РПЛ.

Однако оборона – дело сугубо общекомандное; она не может сводиться к удачной игре одного футболиста (защитника или вратаря), какой бы классной она ни была. 

Оборона в широком смысле – это совокупность общекомандных действий, направленных на защиту собственных ворот. 

И это не какая-то абстрактная, заумная формулировка. Сам Гвардиола учил, что оборона начинается в атаки – с того, как Месси или другой нападающий, потеряв мяч, тут же вступает в отбор или в прессинг. Спартак до такого уровня, конечно, далёк. 

В защите команды отсутствует такой важный компонент, как взаимоподстраховка, и зачастую явные индивидуальные ошибки защитников провоцируются именно действием/бездействием партнёров. Их бы не случалось, будь коллективная оборона Спартака на должном уровне. 

Типичный пример – эпичная голевая ошибка Петковича в матче с Тосно: в опорной зоне образовалась дыра, туда выдвинулся Кутепов, который в итоге проиграл единоборство и оголил свою зону. 

Туда в свою очередь сместился Петкович, оборонительная конструкция нарушилась, и в этой неразберихе серб сделал голевой пас на соперника. И таких примеров в этом сезоне было немало.

Далее, у Спартака отсутствует компактность в обороне и слишком велики разрывы между линиями защиты и полузащиты. 

Центральные хавбеки Фернандо и Глушаков, увлекаясь атакой, совершенно без энтузиазма возвращаются назад, чем и пользуется соперник. 

Одним из главных мемов прошлой осени стала ситуация в матче с анжи, когда соперник поймал Спартак в контратаке, убегая 4 в 1.

Вот мы плавно и подошли к такой многолетней кадровой проблеме Спартака, как отсутствие в команде профессионального опорника-разрушителя.

У красно-белых давно нет игрока, который связывал бы защитную и среднюю линии, выполнял черновую работу, страховал склонных к ошибкам партнёров (того же Кутепова с его медлительностью), подчищал за ними.

Необходимость приобретения на эту позицию условного Денисова – это вопрос баланса в команде и решения оборонительной проблемы, которая в нынешнем Спартаке отнюдь не сводится только к невысокому уровню Максимовича или Кутепова.

Опять же понимаем, почему чемпионом стал Локомотив, а не Спартак: у одних был такой игрок, как Денисов, у других – нет. 

К слову, необходимость присутствия определяется отсутствием, и сейчас, по прошествии многих лет, стала очевидна правота Карпина в его ставке на Кариоку; а центр поля Спартака после ухода Карпина заставляет ностальгировать не то что по Кариоке, но и по Шешукову.



Слабый менеджмент и проблемы в руководстве

Напоследок от командных проблем перейдём к клубным. Дело в том, что целый ряд важных административно-управленческих должностей в Спартаке занимают люди, явно не соответствующие уровню большого клуба. В первую очередь это генеральный директор Родионов и вице-президент Измайлов. 

К сожалению, нынешнее руководство Спартака в целом – это несколько десятков всякого рода безответственных и непрофессиональных директоров, вице-президентов, зятьёв, братьев, родственников, каждый из которых тянет одеяло на себя, банально паразитируя на Спартаке.

Красно-белым нужен сильный управленец, который выстроил бы в клубке вертикаль и навёл порядок. Однако при попустительстве Федуна в клубе отсутствует единоначалие – cо всеми вытекающими. 

Есть человек Федуна – Гераскин; есть человек, условно говоря, Аликперова – Измайлов.

Есть Родионов – представитель, условно говоря, ветеранской мафии, представители которой своим поведением уже давно нивелировали былые игроцкие заслуги перед Спартаком; есть совет директоров и т.д. 

При этом все знают о многолетнем внутриклубном противоборстве между Гераскиным и Родионовым, к которому примкнул Измайлов.

И клубу такое соперничество на пользу точно не идёт. Страдает, например, трансферная политика, которая в последнее время вообще вызывает большое недоумение. 

Год назад Спартаку предстоял старт в Лиге чемпионов и отстаивание чемпионского титула в России, а клуб подписывает сырых Рошу и Петковича, которые усилением могли стать разве что в будущем.

В итоге команда перед сложнейшим сезоном стала в кадровом плане не сильнее, а слабее: из-за травмы на долгий срок вылетел стержневой полузащитник – Зобнин.

Глушаков и ему подобные мыслями продолжали находиться ещё в чемпионском сезоне; а реального усиления состава не последовало. 

Даже после провального августа, когда ряд игровых проблем Спартака вскрылся особенно ярко, нужных движений на трансферном рынке клубом совершено не было.

Каррера с Пилипчуком – молодцы: сумели обойтись тем, что есть, нашли нужные рычаги и вытащили команду из кризиса. После провального августа Спартак выдал 13-матчевую беспроигрышную серию во всех турнирах, затем – 18-матчевую серию в РПЛ.

Зобнин вернулся после травмы, как ни в чём не бывало; Глушаков и компания постепенно опустились с небес на землю; Спартак даже вернулся в чемпионскую гонку, что в начале сезона казалось невозможным. 

Благодаря этому всему провальное трансферное лето 2017-го как-то забылось, однако второй год подряд такой фокус не пройдёт.

Спартаку очень нужен толковый плtймейкер с высоким футбольным интеллектом и искусством паса, с которым можно было бы строить комбинационную игру.

Нужен хороший центральный защитник в пару к Джикия; и в первую очередь нужен игрок в опорную зону – хотя бы условный Шешуков. Без этих приобретений не быть Спартаку большой командой.

Но есть ли у Родионова и Измайлова талант, а главное – желание совершать успешные трансферы? По одной из версий, они специально саботировали летнее трансферное окно, чтобы подставить Карреру, а через него – и покровителя Карреры – Гераскина. 

Измайлов по-дилетантски завалил переговоры по трансферам Гарая и некоторых других игроков, публично озвучив фамилии интересующих Спартак новичков, чего в трансферных делах совершать, мягко говоря, не принято. 

А Родионов после проваленной трансферной кампании всю вину возложил на Карреру, который на самом деле был ни при чём.

Нестроения внутри клубного руководства всегда по инерции передаются команде, оказывая соответствующий негативный эффект. Тем более в такой команде, как Спартак, обстановка вокруг которой традиционно взрывоопасная. 

Да и напряжённые отношения между Каррерой и Родионовым могут закончиться тем, что Массимо устроят классический тренерский слив или же он сам уйдёт, видя, что работать приходится с непрофессионалами. 

Тем более Каррера – максималист и привык остальных равнять по себе, а многие из спартаковского руководства таковыми явно не являются.

Однако будет огромной неправдой сводить всю ситуацию и все итоги сезона только к проблемам и неудачам. Хорошего было больше! 

Каррера сказал, что сезон вышел плохой. Я не согласен! Слишком много позитивных моментов было, чтобы считать сезон неудачным. 

Во-первых, команда закончила сезон с титулом – Суперкубком России, трофеем, выигранным впервые в спартаковской истории. Многие недооценивают Суперкубок: мол, лучше бы Кубок выиграли.

Но если вдуматься: соперниками Спартака в Кубке на ранних стадиях были Спартак Нч (2-й дивизион), Кубань (ФНЛ), Крылья Советов (ФНЛ).

В 1/2 красно-белые проиграли Тосно – команде, вылетевшей из РПЛ, а если б прошли её, то в финале встретились бы с Авангардом – середняком ФНЛ. 

Не буду утверждать, какой турнир в целом престижнее: Кубок или Суперкубок, но ясно, что для Спартака конкретно в данном случае победа в Суперкубке, где был обыгран будущий чемпион – Локомотив – ценнее, чем победа в Кубке, где соперниками были слабые команды – даже если бы такая победа случилась.

Ещё один важный момент прошлого сезона – это зрелищность. В предыдущий раз Спартак демонстрировал такой взрывной, сочный, яркий футбол в далёком 2009-м, в первом сезоне Карпина. 

Если в первом сезоне Карреры футбол красно-белых можно было охарактеризовать в первую очередь как академичный, то во втором сезоне, уже дав болельщикам хлеба (выиграв чемпионство), Спартак подарил нам и зрелище, став наиболее красиво играющей командой сезона.

Тот самый отрезок, когда Спартак с интервалом в несколько недель эффектно разнёс Севилью, Зенит, Краснодар и цска с общим счётом 15-3, можно считать одним из ярчайших в истории команды. 

Кстати, 5-1 с Севильей – это рекорд отечественного футбола: ещё никогда наши команды не громили представителя Италии/Испании/Англии с разницей в 4 мяча.

Следующий позитивный аспект сезона – рост игроков. Речь в первую очередь – о Джикия, который вырос в этом сезоне в высококлассного защитника; затем – о Луисе Адриано и Мельгарехо. 

В некоторой степени вырос и Промес – научился проявлять себя не только во второстепенных, но и в больших матчах: дубль в ворота цска (это его первые голы в главном дерби Восточной Европы); два гола и две голевые передачи в игре с Севильей; гол и результативный пас в выездном матче с Краснодаром.

Ещё один яркий и исторический момент – беспроигрышные серии Спартака: 13 матчей во всех турнирах (РПЛ, Лига чемпионов, Кубок России) и 18 матчей в чемпионате. В обоих категориях данные серии являются для Спартака самыми длинными в XXI веке.

Этот сезон может занести себе в актив не только команда, но и тренеры: Каррера и Пилипчук были на высоком уровне. Это тренерский дуэт, благодаря которому команда и болельщики впервые за много лет почувствовали твёрдую почву под ногами, обрели уверенность в завтрашнем дне.

Это дуэт, совершивший удивительное преображение Спартака не только осенью 2016-го, но и осенью 2017-го – вопреки целому ряду внутриклубных и внутрикомандных трудностей.

К большому сожалению, этот блистательный тандем распался: в начале мая Роман Михайлович ушёл из Спартака, а трещина в отношениях между двумя тренерами появилась, видимо, ещё раньше. 

Именно здесь и растут ноги у проваленной Спартаком концовки сезона – очень неудачах матчах в чемпионате и Кубке. Что ж, будем полагаться на то чувство, что как бы ни сложились обстоятельства, с Каррерой Спартак не пропадёт в любом случае!

Итоги сезона 2014-15

Итоги сезона 2015-16

Итоги сезона 2016-17

Итоги сезона 2017-18

Комментарии

Популярные сообщения